Была весна 1953 года. В зеленеющем сквере на улице Гоголя на одной из скамеек три студента решали важные проблемы. Один из них, Вадим Вайнер, недавно вернулся с практики из Ленинграда, где довелось ему узнать о студенческих театрах миниатюр. И все виденное было в сотый раз пересказано друзьям!
Решение было принято без колебаний — создадим свой театр. Поклонников сцены нашлось человек 10. Прошел год. И на весеннем традиционном фестивале художественной самодеятельности политехников в конкурсной программе был заявлен «эстрадный коллектив», под таким именем начинался СТЭМП.
Студенты — народ любознательный. Зал энергетического факультета был переполнен. Шло первое представление театра. И может быть, потому что было первым, оно длилось очень долго. Было далеко за полночь, но ни один из зрителей не пожелал уйти. И когда куранты пробили половину третьего ночи, когда сотни рук бурно зааплодировали, когда жюри высказало одобрение, а у актеров за кулисами лились слезы из глаз — все поверили: коллективу театра — большая жизнь.
Первая работа называлась «Откровенно говоря».
В 1955 году состоялась премьера спектакля «Шутки в сторону». Если первое выступление коллектива носило характер эстрадного обозрения, то представление «Шутки в сторону» явилось уже оформленным, законченным спектаклем, состоявшим из нескольких миниатюр, объединенных одной сюжетной линией. Спектакль представлял собой «капустник», темой которого была студенческая жизнь с ее извечными проблемами экзаменационных сессий, стипендии, общежития и пр.
1956 год принес первые лавры: театр стал лауреатом республиканского смотра театральных коллективов.
В 1957 году выходит музыкальное обозрение «Весенние голоса». Точнее театр объединяет отдельные концертные номера студенческого оркестра, певцов, танцоров в целостную эстрадно лирическую программу. Опыт оказался весьма успешным.
Театр стал пользоваться авторитетом во всем институте. О нем стали говорить. О нем стали заботиться,
На весенний фестиваль в 1958 году коллектив представил программу «Старт». Основной сюжетной линией явилось изображение подготовки коллективов художественной самодеятельности института к фестивалю. В остросатирической форме высмеивались многие недостатки в культурно-массовой работе института. Узнаваемость ситуаций и персонажей вызывали гомерический хохот у зрителей.
С 1959 года эстрадный коллектив стал именоваться «СТЭМП»— Студенческий Театр Эстрадных Миниатюр Политехников. Театр! Свой! Настоящий! Со своим художественным советом. Со своим директором из числа студентов, Стали регулярно проводиться студийные занятия по мастерству актера, сценической речи. Сатирический спектакль-обозрение «Сотворение СазПИ» проходит уже на высшем уровне и отвечает всем требованиям актерского искусства.
На протяжении следующих лет СТЭМП все более интенсивно пополняется за счет вновь поступающих студентов. И с каждым новым набором начинают заново — с упражнений, этюдов. Ежегодно удается помимо участия в концертах, выпускать минимум один спектакль, иногда два. Спектакли театра и дальше сохраняют острую сатирическую направленность. Злому осмеянию подвергается все, что мешает людям творчески относиться к жизни. Появляются новые интересные работы — «Женский монастырь», «За отчетный период», «Сказки Шехерезадовой».
Пришло первое признание в прессе. В июне 1966 года газета «Комсомолец Узбекистана» поместила большую статью о театре. С большим авансом в ней писалось, что «по простоте оформления сцены, по предельной насыщенности условностями стэмповские спектакли могут потягаться со знаменитыми пьесами Брехта». Была отмечена почти профессиональная игра актеров. Но этому предшествовало событие, коренным образом отразившееся на жизни СТЭМПа…
…«Сказки» готовились к первому Всесоюзному фестивалю СТЭМов, который под председательством народного артиста СССР А. Райкина проходил в Москве в 1965 году. СТЭМП не был участником, он был просто гостем студентов столицы. Но после фестиваля творческое направление театра значительно меняется. На фестивале СТЭМПовцы узнали, что театр миниатюр — это не только студенческий «капустник», что ему подвластны более значительные проблемы, для поднятия которых требуется высокое гражданское мужество.
И новый спектакль «Прислушайтесь, время!» был выводом из того, что они видели в Москве.
В нем властно звенел голос Всесоюзных комсомольских строек страны и эхом слышалось трусливое бормотание обывателей из теплых гнездышек, в нем Пафос Борьбы бросал вызов равнодушию и мещанству. Время требовало и от СТЭМПовцев подлинного комсомольского горения на сцене. И в молодом студенческом театре родился спектакль «Прислушайтесь, время!», жанр которого можно было определить так: публицистическая сатира.
Один за другим выходят спектакли «Целый, вечер как проклятые», «В то время, как…», «Миниатюры в кубиках». Эти работы театра смогли по достоинству оценить не только ташкентские зрители, но и студенты г. Фрунзе. В 1969 году отдельные миниатюры были показаны в Ереване, куда вместе с институтским вокально-инструментальным ансамблем «Сигма» ездили некоторые актеры театра. В 1970 году СТЭМП приступил к постановке «Ромула Великого» Ф.Дюрренматта. Увлекательнейшая этюдная работа, жаркие споры… К сожалению, постановка не была завершена, хотя до премьеры оставалось немного. СТЭМП, видимо, еще не был готов к такой работе.
1971 год. В Ташкенте состоялся всесоюзный фестиваль технических вузов «Дружба народов». Фестиваль был посвящен 50-летию образования СССР. СТЭМП был назван в числе лауреатов. Еще один
экзамен был сдан на «отлично».
В 1972 году выходят искрометная «Тринадцатая программа». Премьера состоялась в Свердловске на фестивале Уральского политехнического института. Большой успех. Никто из зрителей так и не почувствовал, что спектакль играется первый раз. С тех пор он получил постоянную прописку в репертуаре театра. «Тринадцатой программе» благодарны многие в СТЭМПе. Не одно поколение актеров участвовало в этом спектакле. Первый раз почувствовало благодарный смех публики, искупалось в громе аплодисментов.
В том же году театр вновь, в который уже раз, завоевал первое место на республиканском смотре театральных коллективов Узбекистана и совершил агитационную поездку по Белоруссии. За двадцать дней актеры театра проехали по дорогам Белоруссии 3 тысячи километров, перекантовали 22450 килограммов аппаратуры, показали 19 спектаклей Минск, Витебск, Полоцк, Солигорск, молодежные стройки республики, колхозы, совхозы . Играли в великолепных домах культуры и в полутемных амбарах, в зеленых театрах перед многотысячной аудиторией и на стройплощадках в обеденный перерыв.
А много ли театров, которые могут похвастаться, что в полном составе спускались в шахту? Эта была награда за выступление перед шахтерами «Белоруськалий». А выступление перед рабочими совхоза «Туравлянский», которое вызвало искренний восторг зрителей и кончилось далеко за полночь. Съемки на телевидении в Витебске. Воспоминаниям нет конца…
Творческий отчет о поездке состоялся в Доме Знаний гор. Ташкента. Об отчетном спектакле в газете «Комсомолец Узбекистана» за подписью «пятеро из покоренных» зрители с такой теплотой писали о театре, что артисты-любители еще острее почувствовали: театр это не только радость, но и ответственность.
Все свое умение, свою увлеченность вложили они в спектакль «В наш практический век, когда и т. д.» Этот спектакль, созданный по ранним произведениям А. П. Чехова, был показан на первом Ташкентском фестивале студенческих театров в декабре 1973 года.
Театр вслед за Чеховым подвергает публичному осмеянию людей лживых, ограниченных, следующих обывательскому принципу «чтобы было как у всех». Из хорошеньких сердечек с завитушками складываются спинки стульев, эти же сердечки возникают в рисунке скатерти, они украшают ширмы, среди которых разворачивается действие спектакля. Но очень скоро выясняется, что за этой идиллией сердечек, скрывается отнюдь не идиллическая жизнь. Из-за ширм в алчном и тупом ожидании выглядывают головы папаши и мамаши, готовых кинуться благословлять пойманного дочкой жениха. Какая же там «сердечная» идиллия, когда так откровенно рвется замуж невеста. Впрочем, и жених подстать невесте: беспросветно глуп, безволен, до тошноты галантен. Все чистое и прекрасное опошлено обывателями. В окружении милых сердечек разворачиваются и сцены дикой жизни семейства, где каждый живет для себя, где никому нет дела до воющей от зубной боли матери семейства, где соревнуются в стремлении перекричать друг друга сын, зубрящий во всю глотку свою медицину, и заносистая дочь, бьющая своими гаммами по головам родственников, и где нестерпимые страдания, испытываемые главой семейства, доводят его до сумасшествия. Пошлость семейной жизни обывателя оборачивается трагикомедией.
A ведь спектакль торжественным свадебным маршем, в котором строго одетые женихи вели через весь зал трогательных белоснежных невест… Они выходили на сцену, начинали танцевать свадебный вальс, и вся праздничная атмосфера свадьбы предвещала лишь счастье и радость. Но ограниченность мещанского счастья воистину трагична, хотя и вызывает взрывы хохота у зрителя.
Декабрь 1973 года был началом третьего этапа в жизни СТЭМПа. Знакомство с лучшими коллективами страны — а гостями фестиваля были Челябинский «Манекен», Куйбышевский «Балаган», коллективы МАИ, МЭИ, студенческие театры из Перми, Днепропетровска, Иркутска,— споры о назначении студенческого театра, театра — студии, дали возможность полнее ощутить свои цели и возможности. Тяга к углубленной проблематике, наметившаяся в последних спектаклях, обретает силу убежденности. Активнее становится поиск формы.
Новый спектакль — гротесковый и резкий — сатирический памфлет В. Славкина «Плохая квартира». Спектакль максимально условен, прежде всего, в силу сюжетной ситуации: его герои живут не в обычном доме, а в тире, где через их головы развлекающаяся публика стреляет по мишеням. Очередная семейная свара между женой и свекровью, достигнув апогея, прерывается свистом пули; любой окрик заставляет падать на пол. Но обыватель ко всему привыкает — поэтому куда больше, чем пули, мешают внезапно появившиеся мухи. Спектакль страстно обличает обывательскую готовность ко всему привыкнуть, от которой один шаг до готовности стать живыми мишенями. Спектакль-предупреждение свидетельствует, что театр четко осознает политические и моральные проблемы современного мира, он звучит гневным протестом против мещанства, в крайних своих проявлениях смыкающегося с фашизмом.
Чеховский спектакль и «Плохая квартира» В.Славкина были показаны в Москве, Ленинграде и Челябинске. Газета Челябинского политехнического института «Политехнические кадры» писала: «…доминирует актерская индивидуальность. Несколькими емкими штрихами определяются характеры. Узнаваемость полная».
И еще одно: в поездке был не просто СТЭМП, а народный театр Ташкентского политехнического института им. Бируни «СТЭМП». Уже никто не расшифровывал конкретно буквы, составляющие название театра. Театр перерос такую расшифровку. Но «СТЭМП» осталось… Ни одно другое название, каким бы бойким, радостным, умным, оптимистичным оно ни было, не стало бы таким родным, как короткое «СТЭМП».
Уже во время гастрольной поездки определялись контуры нового спектакля «Улыбнись, Айхон!» М. Ушаца по комедии Хамзы «Проделки Майсары». В этом спектакле СТЭМП постарался освоить и использовать традиции узбекского народного театра кизыкчи и масхарабозов на материале комедии классика узбекской драматургии.
Спектакль — игра! Но если уж игра — то игра! Зрителей втягивают в нее с самого начала. Они еще только войдут в фойе, а их встретит старинный, полный веселья и задора «базар» странствующих актеров — кизыкчей. Из фойе шумной и веселой ватагой актеры приведут зрителей в зал, а там их встретят еще двое, сидящие на авансцене: один грустно и внимательно разглядывающий зал, и другой, заливающийся хохотом.
Из зала на сцену кизыкчи вылетят, кувыркаясь через рампу, и продолжат спектакль — игру. И снова рядом с традиционными элементами — современные наблюдения и черточки, а та самая естественность, органичность, что становится одним из ведущих эстетических принципов СТЭМПа, сообщает не просто убедительность всему что делается на сцене. Она позволяет свободно импровизировать в предлагаемых обстоятельствах, рождает прекрасное чувство сценической свободы.
Театр стал лауреатом первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, был награжден особой грамотой за развитие традиционных форм узбекского народного театра. Каждый спектакль — поиск. Каждый спектакль не похож на предыдущий. Не явился исключением и «Дураки» по рассказам В. Токаревой.
Автору инсценировки и режиссеру-постановщику спектакля М. Клейнеру удалось удивительно органично объединить общей идеей отдельные рассказы, применив принцип «паралельного действия» Оригинальны песенные зонги. Спектакль смотрелся с большим интересом. Он утверждал: «Человек всегда должен быть самим собой, один раз изменив себе, трудно остановиться и не найти новых оправданий своим уступкам; во имя мягкого и обтекаемого существования все легче и легче заглушать укоры совести». Спектакль доказывал; «Мир принадлежит таким вот, с точки зрения обывателей, «дуракам», сумевшим открыть в себе искру любви, творчества, доброты и т. д., способных все самое лучшее в себе отдать людям».
В 1977 году пережив еще одну смену поколений, пожалуй, самую тяжелую в истории театра, СТЭМП выпускает моноспектакль «Мороз» В. Славкина (трагикомический памфлет), совершенно новое явление в студенческом театральном движении республики.
Спектакль могут смотреть 72 зрителя, они сидят по стенам комнаты, которую образуют восемь колонн фойе актового зала общетехнического факультета ТашПИ. Они как бы изнутри наблюдают жизнь обитателя этой комнаты. А живет здесь некий «Он». Никому не мешает, даже, наоборот, создает максимум удобств в общении с ним. Свой общественный долг «он» выполняет по телефону: по телефону работает, дружит, сдает экзамены, любит мать, радуется рождению сына. Лелеет им самим созданный мирок, охраняя его от всех посягательств извне. Человек в оболочке. Живет себе без разрушающего, с его точки зрения, влияния внешней среды. А жизни нет. Фикция. Нарушается неумолимым временем телефонная коммуникабельность. Не волнует смерть близких, забыты привязанности, мечты. Все мимо, мимо, мимо… Зачем человек ты живешь? И самое страшное в том, что «морозофобия» (а герой объясняет это состояние другим и себе странным морозом за стенами свой квартиры),— явление передающееся, заразное. Минимальный уровень отдачи энергии, состояние покоя — не для Человека; Эту мысль помогают понять зрителю стихи, которые вводятся в ткань спектакля. Спектакль заставляет активно выразить свое отношение к нравственной и социальной позиции главного героя.
А последняя работа — премьера нового спектакля «Обо мне ни слова» А. Ибрагимова.
.Итак, театр подошел к своему 25-летнему юбилею.
25 лет студенческого театра. Это означает, что более половины его настоящих участников еще не родились, когда он образовался. Основатели театра — В. Вайнер, Ю. Калишер, И. Якубов, И. Ледогоров, Э. Гершман, Л. Орнова, Б. Фусман, Ю. Соколов и др. стали легендой. Многие из них избрали театральное искусство своей профессией.
И. Якубов — Засл. деятель искусств УЗССР, главный режиссер Республиканского театра кукол в Ташкенте.
И. Ледогоров — актер ЦТСА в г. Москве.
Ю. Калишер — режиссер многих кукольных телефильмов.
Э. Гершман — артист Воркутинского драматического театра.
Л. Орнова — много лет работала актрисой в Ташкентском театре им. Горького.
С. Ледогорова — режиссер народного театра в Подмосковье.
С. Кац — студент режиссерского факультета ЛГИТМиК.
Стали ведущими инженерами В. Вайнер, Б. Фусман, Ю. Соколов, Е. Ефимов, Э. Шлайн, кандидаты технических наук Н. Снегирева, Б. Новосельский, А. Ахунов — преподают в ТашПИ, Н. Подзорова — в ТАДИ. С теплотой вспоминаются П. Клейнер, В. Шлямова, И. Самандарова, А. Полищук, А.Бубнов, В. Дидович, С. Долматов, С. Кац, Г.Харламов, А. Каменецкая, N. Клейнер, Т. Мамаджанова, Э. Голынская, Р.Гильфанов, Ш. Фатхутдинов, М. Якубова, Т. Ткаченко, А. Заварин, В. Скляров, Н.Перминова, С, Щербаков… Пусть не обижаются те кто не найдет себя в этом перечислении. Вас очень много, дорогие ветераны, о Вас помнят все, кому дорог СТЭМП.
Все 25 лет руководит театром И. Якубов. Свыше десяти лет в театре старейшие участники его сегодняшнего состава В. Устименко и В. Борисов. В театр пришла талантливая молодежь: С. Богаковский, О. Борисова, О. Гудина, М. Фельдман, В. Вольфсон, В. Шур, В. Цаценко и др. Большие надежды возлагаются на студию театра.
Конечно, каждый год будет вносить изменения в утверждения стэмповцев, их работу. Придут новые пьесы, новые инсценировки, и для их реализации найдутся новые мысли, новые потоки фантазии.
Пройдут годы, будут приходить другие зрители,
До новых встреч с новыми зрителями, драматургами, актерами. Хорманг! Не уставайте!
ПРЕМЬЕРЫ ПОСЛЕДНЕГО ПЯТИЛЕТИЯ
l973 г.— А. Чехов «В наш практический век, когда и т. д.»
1974 г. — В.Славкин «Плохая квартира»
1975 г.— M. Ущац «Улыбнись, Айхон»
1976 г.— В. Токарева «Дураки»
1977 г.— В. Славкин «Мороз»
1978 г.— А. Ибрагимов «Обо мне ни слова»
ГЕОГРАФИЯ ГАСТРОЛЕЙ:
Москва, Ленинград, Минск, Фрунзе, Челябинск, Витебск, Солигорск, Полоцк, Свердловск, Казань.
НАГРАДЫ ТЕАТРА
Диплом лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.
Почетная грамота ПК ЛКСМ Узбекистана Декабрь 1979 год»
Почетная грамота Куйбышевского РК ЛКСМ Узбекистана. Декабрь 1979 год,
грамота Витебского Областного совета. профсоюзов. Июль 1972 год. Март 1977 год,
Диплом ! степени за развитие традиционных форм узбекского народного театра. Март 1977 год.
Диплом с присвоением звания Дипломанта фестиваля студенческих театров малых форм «Волга-77» в городе Казани. Март 1977 год.
Почетная грамота Челябинского обкома ВЛКСМ. Октябрь 1974 год.
Грамота Ташкентского Высшего командного танкового училища им. Рыбалко. Декабрь 1974 год,
Комментариев нет:
Отправить комментарий